Фото с сайта ЗС Красноярского края |
Счётная палата Красноярского края проанализировала деятельность органов местного самоуправления в сфере формирования и исполнения бюджета и проверила, насколько эффективно и законно Ачинск распорядился предоставленными ему межбюджетными трансфертами. Выводы контролирующего ведомства неутешительны.
ДЛИННЫЙ СПИСОК ПРЕГРЕШЕНИЙ
ДЛИННЫЙ СПИСОК ПРЕГРЕШЕНИЙ
Входя в тройку промышленных лидеров региона, Ачинск по сумме налоговых и неналоговых сборов уступает не только Красноярску и Норильску, но и Дивногорску с Железногорском. Ревизорами зафиксирован не просто разовый провал, а системное снижение. И что нелогично, но вполне закономерно, аудиторами установлено падение удельного веса платежей металлургического производства. То бишь ОАО «РУСАЛ-Ачинск». (Как тут не вспомнить пространные речи того же Илая АХМЕТОВА о взаимовыгодном партнёрстве города и АГК). При этом на преференции (более 28 млн ежегодно) могут рассчитывать в основном организации бюджетной сферы и те, что обеспечивают функционирование городской инфраструктуры. Преференций на развитие экономики города нет вовсе. На поддержку малого и среднего бизнеса выделено всего лишь 1,5 млн! В итоге в Ачинске становится меньше предпринимателей, а это совершенно не соответствует краевой тенденции.
Среди социальных проблем наблюдается снижение численности трудоспособного населения. Несоответствие спроса и предлагаемых вакансий на рынке труда. Доходы ачинцев даже в среднем ниже показателя в целом по краю. Высокая заболеваемость, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой: новообразования, бронхиальная астма, аллергии… И высокая смертность.
Главная экологическая проблема города – повышенный уровень загрязнения воздуха из-за выбросов предприятий и автотранспорта. Плюс загаженная вода и горы свалок.
Проект стратегии социально-экономического развития города до сих пор находится в разработке. По качеству жизни Ачинск планируется сделать «самым привлекательным в западной группе районов» только к 2030 году. И то не факт… Отсутствует прогноз социально-экономического развития и бюджетный прогноз на долгосрочный период.
Хромает эффективность и при реализации муниципальных программ. Самыми «запущенными» оказались «Молодёжь города Ачинска в XXI веке» (мало рабочих мест для несовершеннолетних, недостаточное количество отдохнувших в летних лагерях) и «Развитие культуры» (большинство проектов не реализуются). А «Развитие малоэтажного жилищного строительства» и вовсе безрезультативно.
Система ачинского управления достойна отдельного внимания. Аудиторы пришли к выводу, что в городе в нарушение действующего законодательства не определена подконтрольность органов местного самоуправления, отсутствуют важные органы, а имеющиеся наделяются несвойственными им функциями. Контрольно-счётная палата не является участником стратегического планирования.
Более того, в администрации превышена предельная численность чиновников – на 51 штатную единицу. А это свыше 27 млн руб. в год. При этом погорячились в мэрии и с расходами по оплате труда муниципальных служащих. На 3,5 млн руб. Самопремирование в том числе.
Допущен рост кредиторской задолженности в шесть раз – 192 млн руб. на конец 2016 года.
Масса нарушений выявлена и в управлении муниципальным имуществом, что также негативно повлияло на доходы. В первую очередь это необоснованная ликвидация объектов муниципальной собственности, неэффективное использование помещений, скверное управление земельными участками, недостаток учёта и контроля.
Отвратительно обстоят дела у ачинской администрации и с реализацией государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Красноярского края». Причём на всех стадиях. И при составлении и заключении муниципальных контрактов, и при строительстве, и при покупке, и при предоставлении нуждающимся. Зачастую ачинцы добиваются исполнения своих законных прав только через суд.
Ещё печальнее ситуация с выделением жилых помещений сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Администрация приобрела 32 квартиры за 34,7 млн руб. То есть по завышенным ценам: по 42,1 тыс. за «квадрат» при среднерыночной стоимости квадратного метра 32,1 тыс. руб. При этом 30 помещений – у одного-единственного всем известного застройщика. Ну и т.д.
Множественные нарушения выявлены в организации муниципальных закупок. Начиная необразованными кадрами (три контрактных управляющих не имеют специализированного образования) и заканчивая отсутствием контроля (не проводится экспертиза поставляемого товара).
Усмотрела краевая Счётная палата в действиях администрации и коррупционную составляющую. В нарушение Жилищного кодекса не принят порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда. В муниципальных программах не отражены мероприятия муниципально-частного партнёрства. Нарушения закона о контрактной системе – уже скорее норма, а не единичный случай.
По итогам проверки выявлены нарушения на сумму 691 млн руб.
ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Среди социальных проблем наблюдается снижение численности трудоспособного населения. Несоответствие спроса и предлагаемых вакансий на рынке труда. Доходы ачинцев даже в среднем ниже показателя в целом по краю. Высокая заболеваемость, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой: новообразования, бронхиальная астма, аллергии… И высокая смертность.
Главная экологическая проблема города – повышенный уровень загрязнения воздуха из-за выбросов предприятий и автотранспорта. Плюс загаженная вода и горы свалок.
Проект стратегии социально-экономического развития города до сих пор находится в разработке. По качеству жизни Ачинск планируется сделать «самым привлекательным в западной группе районов» только к 2030 году. И то не факт… Отсутствует прогноз социально-экономического развития и бюджетный прогноз на долгосрочный период.
Хромает эффективность и при реализации муниципальных программ. Самыми «запущенными» оказались «Молодёжь города Ачинска в XXI веке» (мало рабочих мест для несовершеннолетних, недостаточное количество отдохнувших в летних лагерях) и «Развитие культуры» (большинство проектов не реализуются). А «Развитие малоэтажного жилищного строительства» и вовсе безрезультативно.
Система ачинского управления достойна отдельного внимания. Аудиторы пришли к выводу, что в городе в нарушение действующего законодательства не определена подконтрольность органов местного самоуправления, отсутствуют важные органы, а имеющиеся наделяются несвойственными им функциями. Контрольно-счётная палата не является участником стратегического планирования.
Более того, в администрации превышена предельная численность чиновников – на 51 штатную единицу. А это свыше 27 млн руб. в год. При этом погорячились в мэрии и с расходами по оплате труда муниципальных служащих. На 3,5 млн руб. Самопремирование в том числе.
Допущен рост кредиторской задолженности в шесть раз – 192 млн руб. на конец 2016 года.
Масса нарушений выявлена и в управлении муниципальным имуществом, что также негативно повлияло на доходы. В первую очередь это необоснованная ликвидация объектов муниципальной собственности, неэффективное использование помещений, скверное управление земельными участками, недостаток учёта и контроля.
Отвратительно обстоят дела у ачинской администрации и с реализацией государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Красноярского края». Причём на всех стадиях. И при составлении и заключении муниципальных контрактов, и при строительстве, и при покупке, и при предоставлении нуждающимся. Зачастую ачинцы добиваются исполнения своих законных прав только через суд.
Ещё печальнее ситуация с выделением жилых помещений сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Администрация приобрела 32 квартиры за 34,7 млн руб. То есть по завышенным ценам: по 42,1 тыс. за «квадрат» при среднерыночной стоимости квадратного метра 32,1 тыс. руб. При этом 30 помещений – у одного-единственного всем известного застройщика. Ну и т.д.
Множественные нарушения выявлены в организации муниципальных закупок. Начиная необразованными кадрами (три контрактных управляющих не имеют специализированного образования) и заканчивая отсутствием контроля (не проводится экспертиза поставляемого товара).
Усмотрела краевая Счётная палата в действиях администрации и коррупционную составляющую. В нарушение Жилищного кодекса не принят порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда. В муниципальных программах не отражены мероприятия муниципально-частного партнёрства. Нарушения закона о контрактной системе – уже скорее норма, а не единичный случай.
По итогам проверки выявлены нарушения на сумму 691 млн руб.
ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Промелькнуло хоть слово о результатах проверки на официальном портале или в муниципальной прессе? Конечно же, нет. Хотя ревизоры поведали ачинским властям обо всех недоработках и нарушениях ещё в середине прошлого года. Почему жители города остались в святом неведении? Здесь команда «профессионалов» давно уже придерживается одного принципа: «Меньше знаешь – крепче спишь».
Да и не узнали бы ачинцы о том, насколько неэффективно управляет городом и распоряжается имуществом и бюджетными средствами Ахметов и КО, если бы не краевые СМИ и депутаты Законодательного Собрания. Именно они опрометчиво ли, назидательно ли, но явили широкой публике итоги аудита. На совместном заседании комитетов ЗС по бюджету и экономической политике и по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению парламентарии заслушали сразу обе стороны: представителя краевой СП Татьяну ВОРОБЬЁВУ и главу Ачинска.
Вот что смог выдавить из себя Ахметов после оглашения вердикта СП: «По результатам проверки составлен перечень мероприятий по устранению вскрытых недостатков и нарушений. Сейчас он находится в стадии исполнения… За 2017 год ликвидировано 36 замечаний. Всего их 44. В 2018 году выполним остальные позиции. Они находятся в рабочем состоянии. Крайний срок – 2019 год».
Три года на устранение нарушений. Однако… Естественно, у депутатов к главе возникли вопросы.
Иван СЕРЕБРЯКОВ: «Мы постоянно слышим со стороны государства об оптимизации и сокращении численности чиновников. Тем не менее это не доходит до власти города Ачинска. Ваш штат превышен. Тем самым идёт перерасход бюджетных средств. С чем это связано?
Кроме того, жители нам постоянно жалуются на организацию пассажирских перевозок. Какова ситуация с ПАТП? Почему вы не вышли с инициативой сохранения государственного предприятия?»
Илай Ахметов: «Мы ведём достаточно долгую переписку с правительством. Мы не увидели нормативный документ о предельной численности. И мы не понимаем, на основании чего она рассчитывается...
Что касается перевозок. В июле 2017 года Красноярское государственное предприятие «Ачинское ПАТП» объявило, что не сможет осуществлять перевозки пассажиров в Ачинске. Мы объявили конкурс. Был выбран другой перевозчик, который не выполнил свои обязательства. В одностороннем порядке мы разорвали с ним отношения. Был объявлен ещё один конкурс. Пришёл другой перевозчик. Остальные обратились в УФАС. Антимонопольная служба приняла нашу сторону».
Иван СЕРЕБРЯКОВ: «Мы постоянно слышим со стороны государства об оптимизации и сокращении численности чиновников. Тем не менее это не доходит до власти города Ачинска. Ваш штат превышен. Тем самым идёт перерасход бюджетных средств. С чем это связано?
Кроме того, жители нам постоянно жалуются на организацию пассажирских перевозок. Какова ситуация с ПАТП? Почему вы не вышли с инициативой сохранения государственного предприятия?»
Илай Ахметов: «Мы ведём достаточно долгую переписку с правительством. Мы не увидели нормативный документ о предельной численности. И мы не понимаем, на основании чего она рассчитывается...
Что касается перевозок. В июле 2017 года Красноярское государственное предприятие «Ачинское ПАТП» объявило, что не сможет осуществлять перевозки пассажиров в Ачинске. Мы объявили конкурс. Был выбран другой перевозчик, который не выполнил свои обязательства. В одностороннем порядке мы разорвали с ним отношения. Был объявлен ещё один конкурс. Пришёл другой перевозчик. Остальные обратились в УФАС. Антимонопольная служба приняла нашу сторону».
Как всегда, у нашего градоначальника: много текста – и ничего… Ничего не сделано.
Павел РОСТОВЦЕВ решил как-то сгладить ситуацию: «Я бы хотел поблагодарить Счётную палату за то, как они проверили город Ачинск, и за большую проделанную работу. Нам теперь есть на что опираться».
Но первый вице-спикер Заксобрания Алексей КЛЕШКО на сей счёт остался категоричен: «Нужно работать на упреждение. Ряд замечаний кочует из года в год. Отчёты должны быть не ночным чтением для развлечения, а инструкцией для наведения порядка, и это надо делать, не дожидаясь проверок, проводимых Счётной палатой».
Павел РОСТОВЦЕВ решил как-то сгладить ситуацию: «Я бы хотел поблагодарить Счётную палату за то, как они проверили город Ачинск, и за большую проделанную работу. Нам теперь есть на что опираться».
Но первый вице-спикер Заксобрания Алексей КЛЕШКО на сей счёт остался категоричен: «Нужно работать на упреждение. Ряд замечаний кочует из года в год. Отчёты должны быть не ночным чтением для развлечения, а инструкцией для наведения порядка, и это надо делать, не дожидаясь проверок, проводимых Счётной палатой».
БОДАЛСЯ ТЕЛЕНОК С ДУБОМ
Но и это ещё не конец грустной истории про Ачинск и ревизоров. Ознакомившись с результатами проверки, Ахметов ничего не придумал лучше, как обратиться… в суд. С заявлением к Счётной палате Красноярского края.
Мол, ерунду они пишут. А мы всё правильно делаем. И штат у нас нормальный. И специалисты грамотные. И закон блюдём. И о жителях заботимся. Особенно о детях. Переплачиваем за квартиры сиротам? Неправильно они всё истолковывают!
Ахметов так и заявил: «Методика, которую применил контрольный орган, не учитывает ряд особенностей». И решил: «А пускай суд разберётся, кто из нас ошибся».
Разобрался! Судебная власть встала на сторону СП. Но Ахметов не успокоился. Уж больно не хочется ему возвращать растранжиренные деньги в краевую казну. Поэтому обжаловал решение суда первой инстанции. Первого марта дело будет рассматриваться в Третьем арбитражном апелляционном суде. И вряд ли судьи признают правоту ачинского руководства. Так что деньги возвращать всё-таки придётся…
При этом пострадают отнюдь не чиновники, которые бездумно потратили выделенные Ачинску средства. В результате на отдых летом опять поедет меньше детей. Нуждающимся будет приобретено меньше жилья. Культура и вовсе замрёт в развитии. Мелкий и средний бизнес заглохнет и сбежит. А город окончательно погрязнет в мусоре.
Благодаря независимой оценке краевой Счётной палаты мы знаем, кто в этом виноват. Ну, а что дальше?
Но и это ещё не конец грустной истории про Ачинск и ревизоров. Ознакомившись с результатами проверки, Ахметов ничего не придумал лучше, как обратиться… в суд. С заявлением к Счётной палате Красноярского края.
Мол, ерунду они пишут. А мы всё правильно делаем. И штат у нас нормальный. И специалисты грамотные. И закон блюдём. И о жителях заботимся. Особенно о детях. Переплачиваем за квартиры сиротам? Неправильно они всё истолковывают!
Ахметов так и заявил: «Методика, которую применил контрольный орган, не учитывает ряд особенностей». И решил: «А пускай суд разберётся, кто из нас ошибся».
Разобрался! Судебная власть встала на сторону СП. Но Ахметов не успокоился. Уж больно не хочется ему возвращать растранжиренные деньги в краевую казну. Поэтому обжаловал решение суда первой инстанции. Первого марта дело будет рассматриваться в Третьем арбитражном апелляционном суде. И вряд ли судьи признают правоту ачинского руководства. Так что деньги возвращать всё-таки придётся…
При этом пострадают отнюдь не чиновники, которые бездумно потратили выделенные Ачинску средства. В результате на отдых летом опять поедет меньше детей. Нуждающимся будет приобретено меньше жилья. Культура и вовсе замрёт в развитии. Мелкий и средний бизнес заглохнет и сбежит. А город окончательно погрязнет в мусоре.
Благодаря независимой оценке краевой Счётной палаты мы знаем, кто в этом виноват. Ну, а что дальше?
Когда прекратится это в Ачинске?Убрать немедленно Ахметова с его командой, но прежде пусть вернет деньги в бюджет.СП как допустили такой период работы Ахметова без проверки?
ОтветитьУдалить